temp Вторая online конференция ректора СПбГУ ИТМО Васильева В.Н.
Добрый день, уважаемые посетители портала университета ИТМО!
Мы рады приветствовать вас на второй on-line конференции с ректором, профессором, доктором технических наук, членом российской академии образования, Васильевым Владимиром Николаевичем. Проводить конференцию сегодня будет сотрудник информационного отдела Алексей Итин.
А.И.: Добрый день, Владимир Николаевич, прошел год. Мы реализуем программу национального исследовательского университета. Каковы итоги прошедших двух лет? Что произошло за это время?
В.Н.: Если говорить формально, то действительно, прошло два года: 2009, 2010. Если говорить фактически, то речь идет о только дном календарном годе, потому что мы стартовали с нашей программой в ноябре 2009 г. Поэтому прошло чуть-чуть больше одного года. Тем не менее, та программа и первый этап этой программы , который был рассчитан как раз на 2009-2010 годы, на мой взгляд, он был успешно выполнен и он нацелен был нацелена то, чтобы мы начали перестройку нашей информационной инфраструктуры: это касается и образовательной деятельности, это касается научной деятельности, это касается коммерциализации. Это касается идентификации наших международных связей, международной деятельности.
Мы получили средства из федерального бюджета, только из федерального бюджета, на уровне 500 млн. рублей, это значительные средства. Основная часть, сразу хочу сказать, была направлена на закупку оборудования: научного, учебно-научного оборудования, уникального оборудования. Образцы некоторых установок, некоторых приборов являются уникальными не только для нашей страны, но и для мира. И с этого года, уже с 2011 года мы приступили ко второму этапу, который рассчитан на три года, который подразумевает и дальнейшую модернизацию всех тех структурных подразделений и направлений деятельности, направленных на выполнение тех задач, которые у нас написаны в программе. И, безусловно, я считаю, что тот фундамент, который у нас заложен, он позволит нам успешно выполнить второй этап. Основа, еще раз подчеркиваю, фундамент, потому что ведь национальный исследовательский университет, это, прежде всего, изменение ментальности, требований как к преподавателям, так и к студентам, аспирантам и научным сотрудникам. Вот эта основа, на мой взгляд, была заложена, были согласованы и утверждены основные критерии и параметры Ученым Советом нашего университета. Поэтому я считаю, что вот задача первого этапа, задачи первого этапа, они выполнены.
А.И.: Владимир Николаевич, национальный исследовательский университет предполагает как создание каких-то новых инноваций, так и использование каких-то инноваций. Как Вы относитесь к использованию в нашем вузе свободного программного обеспечения?
В.Н.: Я отношусь достаточно спокойно, потому что я считаю, что должны использоваться как и пропренитарные, то есть лицензионные, программные обеспечения, никуда от этого не деться, потому что есть те задачи, которые надо решать на лицензионном программном обеспечении. И у нас достаточно большие закупки были проведены в последние два года именно лицензинного программного обеспечения. Но точно также, естественно, для ряда задач можно использовать и не только использовать, но и разрабатывать соответствующие пакеты программ на базе СПО (свободного программного обеспечения), свободно распространяемого программного обеспечения. Поэтому я никогда не являлся сторонником каких-то только тех мер, которые исходят из одной точки или базируются на какой-то одной ноге или на одном фундаменте. Мне кажется, что всегда надо исходить из тех задач, оценивать эффективность выполнения задач, чтобы и качество и время выполнения этих задач, и, безусловно, и стоимость/цена выполнения этих задач, она должна быть оптимальна, поэтому будем использовать как СПО, так и пропренитарное программное обеспечение.
А.И.: Говоря о лицензионном программном обеспечении вопрос от Гурьянова Алексея: он интересуется тем, как сотрудники и студенты, и аспиранты могут получить лицензионное программное обеспечение: корпорации Microsoft это Office, Windows, Visual Studio, которое доступно нашему университету по программе MSDN Academic Alliance? Можно ли где-то опубликовать на сайте информацию об этом?
В.Н.: На самом деле мы постоянно это публикуем на сайте, потому что ряд лицензионного программного обеспечения привязан просто непосредственно к машинам, компьютерам,- это хорошо известно, где условия лицензии не позволяют его использовать на своих каких-то локальных участках, так будем говорить, компьютера. Но есть программные обеспечения, которые позволяют распространять его и, будем говорить, для личных целей, когда непосредственно компьютеры находятся в личном пользовании. Если говорить конкретно, то всем программным обеспечением занимается структурное подразделение Вузтелекомцентр. Вот. И можно посмотреть это на сайте. А конкретные вопросы задавать директору Центра Сергею Эдуардовичу Хорунжикову, который ведет и полную базу данных и может всегда дать квалифицированную справку: есть ли это лицензинное программное обеспечение, существуют ли еще дополнительные виды лицензий возможных, или надо, возможно, дозакупать или расширять действие лицензии.
А.И.: Владимир Николаевич, говоря об информационных технологиях, поступил вопрос об удручающем состоянии компьютерного класса в библиотеке на Саблинской. Есть ли планы по его модернизации и замене устаревшего оборудования. Задает вопрос Колчин Максим.
В.Н.: Безусловно, есть. И класс, который стоит в библиотеке, который используется нашими студентами и аспирантами, преподавателями он используется достаточно редко, но для студентов, студенты и аспиранты действительно пользуются этим компьютерным классом, и в этом году мы планируем обгрейдить модернизацию этого класса.
А.И.: Владимир Николаевич, поступило очень много сообщений о проблемах в корпусе на Гривцова. Итак первый Баранов Алексей задает вопрос: Владимир Николаевич, этой зимой несколько дней были достаточно холодными и студенты, учащиеся в зданиях на Гривцова и Чайковского, смогли ощутить этот холод в стенах университета, студенты и преподаватели в некоторых аудиториях мерзли даже в верхней одежде. Хотелось бы узнать, какие планы по утеплению помещений планируются в будущем, изменится ли что-нибудь в следующему году? Спасибо.
В.Н.: На самом деле, холодная зима нам выдала проблемы не только по Гривцова и по Чайковскому. У нас проблемы практически по всем корпусам, учебным корпусам, связаны с несколькими причинами: это и ветхость, наверное, крыш и тех же самых наклонных перекрытий, второе, это то, что мы проводим и проводили ремонты, но, к сожалению, мы, за счет ограниченности ресурсов, проводили так называемые выборочные ремонты, которые не позволяют сделать нам полностью… полностью заменить или крыши или поставить новые стеклопакеты. Подчеркиваю, по разным причинам. Если говорить то же самое, то, что касается Чайковского. Это здание ГИОП и там, действительно, большие окна, и там, чтобы даже только произвести смену/замену требуется отдельный проект, требуется достаточно много согласований для того, чтобы провести эту работу и работа, она является дорогой. Тем не менее, и в этом году мы будем продолжать замену окон на стеклопакеты. Это касается, прежде всего, переулка Гривцова, 14. Эту проблему мы знаем. Не хочу сказать, что все окна будут заменены, но, тем не менее, основные аудитории, поточные аудитории… мы постараемся провести замену этих окон… и встретить следующую зиму в более комфортных условиях.
А.И.: Вопрос от Святослава Михайловича Латыева: В здании по пер. Гривцова из пяти поточных аудиторий нет ни одной, оснащенной компьютерными проекторами. Поэтому лекторам приходится приносить с собой проектор, блок бесперебойного эл. питания, ноутбук, экран; затем всё это относительно долго настраивать и т.д. Можно ли надеяться, что в этом году появится хотя бы одна оснащенная современными техническими средствами учебная аудитория на Гривцова? Спасибо за ответы.
В.Н.: На этот вопрос я могу ответить следующим образом: хотел бы напомнить Святославу Михайловичу о том, что в свое время как раз кафедры, которые располагаются на переулке Гривцова, и факультеты, как раз просили закупать мобильные, переносные и компьютеры и именно переносные проекционные аппараты для того, чтобы использовать не только в аудиториях, но и на каких-то других презентациях… для того, чтобы это была именно мобильность… Если теперь мобильность и с точки зрения кафедр и с точки зрения факультетов не нужна, то тогда будем устанавливать стационарные проекторы, а мобильные проекторы тогда будут уже использоваться в других целях. В других целях, я имею в виду, другими структурными подразделениями университета.
А.И.: Владимир Николаевич, в здании на переулке Гривцова, в том корпусе, который находится вдоль канала Грибоедова, идет трещина по зданию, даже уже до столовой дошла. Это вот то, которое около сносимого здания. Планируются ли какие-то исследования?
В.Н.: На самом деле, кто находится на переулке Гривцова, прекрасно знает, что уже в течение семи лет, когда произошел снос соседнего здания, и было строительство под гостиницу, и здесь мы не влияли на принятие решения… Хотя мы писали письма и были категорически против, чтобы вырывались глубокие фундаменты под подземный паркинг под гостиницу, потому что, как раз опасались за существование нашего здания. Были там поставлены маяки и, подчеркиваю, писались письма в соответствующие инстанции, в том числе, и тем инвесторам, которые собирались строить гостиницу. К сожалению, инвесторы менялись, подрядчики менялись… опять-таки, это не наша зона ответственности. И буквально еще осенью я встречался еще раз с генеральным директором, опять новым, который должен был заниматься строительством… и все были протоколы подписаны, и были достигнуты договоренности… Но, к сожалению, вот, начиная с сентября, до февраля так ни к строительству, ни к укреплению фундамента не было сделано ни одного шага, не проведено ни одного мероприятия. Поэтому нам сейчас ничего не остается… и мы готовим обращение в суд. Начнем судиться. Хотя понятно, что процедуры судебные, они всегда очень длительные, но выхода у нас просто другого нет, так как инвестор выкупил землю, инвестор получил разрешение на строительство и лишить его даже прав инвестора кроме суда никто не может, ни правительство города, ни районная администрация. Районная администрация Адмиралтейского района в курсе всех этих проблем. Поэтому вопрос суда: сколько он будет продолжаться? Я не знаю. Конечно, опасность очень велика, потому что старожилы Гривцова знают, что в свое время, в конце 80-х годов, мы потеряли 6000 кв. метров, и у нас почти десять лет здание простояло неиспользованное, пока мы не провели значительные укрепительные работы. Притом, я хочу сразу сказать, дорогостоящие работы, что явилось причиной размещения наших арендаторов, то есть не наших, а арендаторов в наших помещениях. Конечно, крайне бы сейчас не хотелось именно то развитие событий, которое было в конце 80-х годов. Но сами мы укрепить и даже проводить укрепительные работы мы не можем, потому, что повторяю, это не наша земля, не наша зона ответственности. Поэтому только мы можем следить и смотреть по маякам, как происходит увеличение этой трещины или разрушение. Поэтому вопрос – это только суд.
А.И.: Владимир Николаевич, скоро начнется приемная компания уже 2011 года, и к нам поступило довольно большое количество вопросов от потенциальных абитуриентов:
Владимир Николаевич, что изменится в учебном процессе с введением ГОСов третьего поколения, как будет проходить обучение на новых направлениях подготовки бакалавров и магистров. С уважением, абитуриентка Андреева Юлия Александровна.
В.Н.: Хочу сказать, что на ГОС-3 переходят все высшие учебные заведения Российской Федерации и основное направление, которое, чтоб было понятно, чем отличается государственный образовательный стандарт третьего поколения от существующего так называемого второго поколения. Мы переходим от квалификационного подхода, то есть когда давалась квалификация, переходим к компетентностному формату, то есть – это не просто дать студенту знания, умения, навыки - то, что было традиционно, а акцент будет делаться на применение полученных знаний, умений, навыков именно в конкретной деятельности. Так называемый деятельностный подход, деятельностный формат. Ясно, что отсюда, меняется вся организация учебного процесса. Это не просто лекции, лабораторные, практические занятия. Это решение самостоятельно тех задач, которые будет ставить преподаватель, которые будут ставить консультанты… и, естественно, проверка, оценка полученных компетенций будет уже проходить по другим правилам игры. Не совсем традиционно. Это то, что касается образовательных стандартов.
То, что касается новых направлений подготовки специальности: здесь наш университет сохранил все свое образовательное пространство, даже чуть-чуть расширил в связи с новым перечнем направлений подготовки специальности. И то, что касается второй части этого вопроса: бакалавров и магистров - на самом деле наш университет имеет уже значительный опыт. Мы – первые, наверное… ну или одни из первых в России, перешли на систему: бакалавр–магистр, не для всех направлений подготовки специальности, еще в 1992 году, то есть задолго до так называемого Болонского процесса, который был сформирован в 1999 году. Поэтому, опыт у университета есть и система бакалавр-магистр для нас знакома, и здесь больших проблем я не вижу в реализации, в реализации именно уровневой системы подготовки по системе бакалавр-магистр уже для всех направлений подготовки.
А.И.: Вопрос от Райманова Гаделя Валитовича: Я бы хотел узнать, как можно поступить в ваш прекрасный вуз? Я в этом году выпускник 11 класса, хотел бы узнать каковы шансы у меня поступить к вам? Я сам из республики Башкортостан, город Баймак! Хочу поступить на факультет программирования.
В.Н.: Факультет информационных технологий и программирования. Есть такой у нас факультет. Поскольку задается этот вопрос… просто не знаю, участвовал ли наш потенциальный студент или потенциальный абитуриент в олимпиадах, потому что первый вход у нас поступает у нас значительное число призеров и победителей олимпиад, которые утверждены приказом министра образования и науки, и если Вы принимали участие и стали или станете победителем или призером заключительного тура по информатике, по математике, возможно, по физике, то мы тогда принимаем вне конкурса… то, что без вступительных испытаний. Если по каким-то причинам, Вы не смогли принимать участие в олимпиадном движении или Вам не удалось стать победителем и призером, то выход только один – это сдать очень хорошо единый государственный экзамен и набрать максимальное число баллов по трем предметам. Вы можете посмотреть на нашем сайте для того, чтобы провести хотя бы для себя оценки, то число баллов, которое Вы должны набрать минимально, чтобы попасть на тот или иной факультет, на то или иное направление подготовки.
А.И.: Владимир Николаевич, ответьте пожалуйста, как планируется предоставление мест в общежитии в 2011 году иногородним первокурсникам, хватит ли всем иногородним мест? Одинаковы ли условия обеспечения общежитием и условия проживания бюджетников и контрактников, если нет, то кто имеет приоритетное право? Туривный Сергей Александрович.
В.Н.: Начну, наверное, с грустного. Сразу хочу сказать, что, безусловно, мы не сможем обеспечить всех иногородних студентов местами в общежитии. Это просто невозможно будет сделать. Рост числа иногородних абитуриентов из года в год увеличивается. Притом, значительно увеличивается. И поэтому хочу сказать, еще раз подтвердить, что мы не сможем обеспечить всех. Тем не менее, мы стараемся уже в течение обучения студента, если находятся, студентов, в течение первого года обучения так или иначе предоставить возможность проживания в наших общежитиях. Это связано, прежде всего, с освобождением мест, кто окончил наш университет. Второе, грустная, наверное, причина, это отчисления наших студентов. И то, что касается конкретных правил игры, кто пользуется приоритетом… Распределяются места в общежитии по факультетам, по числу мест, которые мы предоставляем и это число объявлено, и каждый факультет уже принимает решение сам, кому предоставлять этот приоритет. Это могут оказаться высокоплатники, предположим… победители и призеры, это могут оказаться те абитуриенты, которые являются нуждающимися (или родители) в социальной защите. Разницы между контрактниками и бюджетниками практически нет, хотя в первую очередь, безусловно, мы пытаемся обеспечить общежитием тех, кто на бюджетной форме обучения.
А.И.: Владимир Николаевич, нам поступило сообщение от буквально вчерашних студентов, а нынешних выпускников:
Уважаемый Владимир Николаевич! От всех выпускников ИФФ и группы 6221 хотела бы выразить Вам огромную благодарность за проведение столь важного для нас праздника выпуска! Очень приятно было получить диплом в таком красивом историческом месте. Понравилась сама задумка с выстрелом из пушки Петропавловской крепости и шарами! Порадовал и концерт в честь нас! Этот день действительно прошел для нас празднично и весело! Еще раз огромное спасибо всем! Зайцева Дарья, выпускница.
В.Н.: Спасибо за благодарность, потому что это не только радостный день для выпускников, это и радостный и грустный день одновременно и для меня, и для моих коллег, и преподавателей. И для сотрудников нашего университета. Хотя именно с 22 февраля, когда происходило чествование наших выпускников, я получил некоторую память… суббота, сегодня 27-е. Наверное, по моему голосу понятно, что произошло 22-го на Нарышкином бастионе. Я имею в виду – моя простуда. Поэтому я тоже прошу прощения за свой голос. Но, тем не менее, спасибо за благодарность, поскольку, это важно не только мне, а всем тем, кто принимал участие и в обучении студентов, и кто организовывал этот праздник.
А.И.: Владимир Николаевич, те, кто решили после окончания вуза не покидать его стены, а решили продолжить свою научную работу уже в аспирантуре также прислали свои письма:
Здравствуйте! Пожалуйста, ответьте на вопрос: В некоторых вузах Санкт-Петербурга аспиранты могут обучаться на военной кафедре. В нашем университете предусмотрена такая возможность для аспирантов? и если нет, то будет ли она вводиться в аспирантуре у нас? Заранее спасибо. Владимир Калько.
В.Н.: Нет. В аспирантуре у нас военной кафедры не будет, потому что у нас есть достаточно жесткий контроль приема на военно-учетные специальности, то есть, кто желает, мы можем предоставить возможность обучения на военной кафедре. Хочу сказать, что конкурс, он достаточно большой, он связан и с учебными достижениями студентов, но также и обеспечивается, безусловно, и другими характеристиками. Прежде всего, по здоровью, то есть человек должен быть здоровым и физически, и психологически и т.д. Поэтому, те, кто у нас обучается не только, как специалисты по системе бакалавр-магистр, именно в магистратуре он может продолжить и получать свое звание, находясь в магистратуре. В аспирантуре мы это не рассматриваем и не можем рассматривать. Еще раз подчеркиваю, из-за того корпуса, который существует уже среди наших студентов, которые обучаются в бакалавриате и в магистратуре.
А.И.: Продолжим о том, кто еще только ищет себя.
Елистратов Вячеслав интересуется: Здравствуйте, Владимир Николаевич. Многие из руководящих лиц университета часто говорят о том, что работать нежелательно на первых как минимум 5-ти семестрах. И, тем не менее, тяжело сидеть у родителей на шее, когда получаешь высшее образование, особенно тяжело сидеть на шее иногородним студентам. Подскажите, пожалуйста, реально ли найти работу, желательно по специальности в самом университете?
В.Н.: Конкретно, наверное, чтобы прямо, жестко было связано с будущим уже устройством на работу, наверное, нет, хотя такие возможности иногда предоставляются… тем не менее, в университете есть ряд должностей, на которых могут работать студенты. Это лаборанты, это младший состав, обеспечивающий состав… но некоторое непродолжительное, безусловно, время, не во время обучения. Имеется в виду в вечерние часы или, наоборот, в ранние часы для подготовки аудиторий, лабораторий, иногда помощь преподавателям… и в летнее время и также в дневное время во время обучения. Но, тем не менее, еще раз присоединяюсь к словам моих коллег. Подтверждаю, что нежелательно, особенно, на первых курсах, когда закладывается база, все-таки отвлекаться от учебы, потому что базу желательно заложить все-таки очень серьезную и действительно фундаментальную, чтоб она потом не рассыпалась, эта база, и сразу же не диссипировала после первого семестра или первого курса и т.д., когда вопрос: только бы чтобы сдать и получить заветный зачет или заветную удовлетворительную оценку по той или иной дисциплине. Поэтому, все-таки надо пользоваться каникулярным временем и там пытаться зарабатывать средства. Это все мы проходили, проходили в Советском Союзе, когда за июль-август, иногда за зимние каникулы многие студенты, я в том числе, не только, будучи студентом, но и аспирантом. Мы занимались именно работой, потому что, действительно, средств, денег не хватало на жилье. Поэтому надо бы рассматривать именно, я думаю, что несколько другой вариант поддержки, экономическую поддержку своего пребывания в университете во время обучения.
А.И.: Еще одно сообщение. Даже не совсем вопрос, а благодарность.
Владимир Николаевич, мы бы хотели поблагодарить Вас за оказанное доверие и помощь в организации поездки в зимний учебно-тренировочный лагерь КВН. Для нас это событие значило очень многое, тем более, в год юбилея нашей игры. Спасибо за поддержку, мы обещаем достойно представлять наш вуз в городских соревнованиях!
А.И.: С уважением, сборная команда университета, команда-КВН "Опаньки".
В.Н.: Уже вторая благодарность. Если бы на эти благодарности я отвечал: «Спасибо! Еще раз тронут»… Мне это действительно приятно слышать. Но так получилось, что я вот сегодня вернулся из Москвы. Вот сегодня у нас суббота и в 9 утра у меня как раз был разговор с организаторами, еще даже наши КВН-щики не знают, я сам сегодня об этом узнал, что будет проходить КВН Северо-западного Федерального округа, то есть из всех городов, не только из Санкт-Петербурга. Из Санкт-Петербурга будут выступать команды двух университетов. Один из университетов – это как раз команда КВН - наша. Поэтому я попробую быть 24 или 25 марта, то есть через месяц… хочу, пользуясь этим случаем, сразу же предупредить, чтобы готовились и достойно представили наш университет на конкурсе в Северо-западном Федеральном округе.
А.И.: В продолжение темы, пришел вопрос от студентки Бантус Маргариты. В ведущих вузах страны кипит студенческая жизнь: конкурсы, КВН, концерты. А в нашем вузе пока мы учимся, а мы на 4-м курсе, кроме Мисс и Мистера, все довольно тихо. Прочитали на портале и в газете о том, что в нашем университете планируется в этом году «Весна в ЛИТМО», и что этот конкурс будет среди факультетов. Очень хотелось бы, чтобы эта задумка осуществилась, прошла не для галочки. И будете ли Вы, конкретно, в жюри?
Что я буду конкретно?
А.И.: Будете ли Вы в жюри этого конкурса «Весна в ЛИТМО»?
В.Н.: Ну во-первых, «Весна в ЛИТМО» - это конкурс, который возрождается, имел очень хорошую и успешную предысторию… историю! в нашем университете, тогда еще в институте точной механики и оптики. И я считаю, что… Да, и несколько номинаций сразу, хочу сказать! Я не думаю, что мне удастся принимать участие во всех номинациях, но вот в таком, в интегральном конкурсе я, безусловно, с удовольствием приму участие, если пригласят. То, что касается – немного мероприятий, кроме «Мистера» и «Мисс». Это не совсем так. Я не соглашусь, потому что – что подразумевать под мероприятиями: если как зритель – это одно, как участник – это другое. У нас существует Студенческий клуб, в котором работает достаточно много секций. У нас активно работает, на мой взгляд, Студенческий Совет, который тоже организует, кроме «Мистера» и «Мисс ИТМО», хотя они являются топовыми для всех. Это полный зал. Всегда полный зал студентов. Это благодаря организаторам, кто занимается этими двумя конкурсами, он, действительно, привлекает внимание студентов, то есть они - на вершине. Но, тем не менее, достаточно много конкурсов проходит и других. Это и «Форт ИТМО», я не буду все теперь перечислять, это и КВН, и «Что? Где? Когда?»… Да, на самом деле… Когда я уезжал в Москву? В четверг, было очередное представление нашего театра ИТМО. И к сожалению, иногда вот… Это не конкурс. Да. Это как раз представление, то, что делают наши коллеги и может быть, те же самые сокурсники задающих вопрос. И когда тоже сидит, буду говорить мягко, полупустой зал, то мне, например, иногда так становится не очень приятно, потому что и люди готовятся…Посмотрите, на джазовом концерте, том, что мы проводили в декабре фестиваль джазовой музыки, то, что показывал наш ансамбль. Тоже, в общем-то, не могу сказать, чтобы было достаточно много народу. Может быть, действительно, надо больше соревновательного духа, конкурсного, больше конкурсов? Спортивных, извините меня, соревнований проходит достаточно много. Поэтому я бы здесь порекомендовал, просто занимать несколько не пассивную, наверное, а более активную позицию. Для того, чтобы она, жизнь студенческая, бурлила, надо самим принимать участие, самим генерировать идеи. Может быть, новые проекты, интересные, и их достаточно много, которые уже тоже можно назвать традиционными. Как вот, в свое время было «Весна в ЛИТМО», так и сейчас конкурсы, которые можно назвать традиционными. Но тем не менее, все всё равно определяется позицией, прежде всего, студентов и тех организаций, студенческих организаций, которые и формируют так называемую внеучебную деятельность в университете.
А.И.: По внеучебной деятельности. Следующий вопрос поступил от заместителя декана по Воспитательной работе:
Владимир Николаевич, сейчас сложилась довольно сложная обстановка в воспитательной работе нашего вуза. КакВы относитесь к тому, что вместо того, чтобы помогать и поддерживать студентовв реализации культурно-массовыхпроектови мероприятий, ответственные за эту работуругаются между собой и со студентами, публично их унижаюти зарезают идеи. Если честно, я бы не хотел, чтобы мои дети попали к таким «воспитателям», спасибо за ответы.
В.Н.Комментировать мне достаточно тяжело. Мне неприятно, что вот эти все события стали обостряться, начиная примерно с ноября прошлого года. И связано это, прежде всего, на мой взгляд, с некоторой недальновидностью взрослых организаторов. Я со студентов здесь тоже вины не снимаю. Ясно, что у каждого есть своя позиция, свое видение. Но если своя позиция, которая должна быть, безусловно. Но если для человека она считается единственно правильным и верным, она является безгрешной, то… вот… эту позицию я не разделяю. К сожалению, именно те люди, которые сейчас имеют отношение к воспитательной работе… иногда выставление именно тех задач или то, что нужно делать, или то, что если я делаю – это Я ведь придумала и это хорошо, то все остальное – плохо, и наоборот… приводит к тому, что наблюдается определенный раскол, расслоение, как хотите… Раскол не буду называть, но определенное расслоение в студенческой среде. Конечно, нас это беспокоит. Я не просто сейчас это говорю перед камерой. Мои коллеги, о ком сейчас идет речь, знают, что в этом же кабинете мы беседовали не один раз. И беседовал достаточно жестко. Если все это не приведет в порядок, ну, значит, как говорится, будем менять тогда не систему, потому что система, она мне кажется, выстроена нормально. Тогда надо менять, как всегда, людей, отвечающих за тот или иной участок работы.
А.И.: Вопрос от отдела по внеучебной работе. Они спрашивают: не будет ли им выделена дополнительная аудитория на Саблинской в дополнение к аудиториям около актового зала и на переулке Вяземском, в общежитии?
В.Н.Ну, дополнительно на Саблинской ничего выделено не будет, потому что просто помещений нет и для того, чтобы выделить, это значит, следовательно, какое-то структурное подразделение надо попросить отсюда. И аргументации серьезной для того, чтобы кого-то переселить из одного корпуса в другой я не вижу. То, что касается Вяземского, как раз я хочу сказать обратное – те помещения, которые выделены для студенческой жизни, в частности, Студклуба, по моей информации, да и не только по моей информации, потому что я там бываю, они как раз простаивают. То есть это нормально замкнутые помещения. Используйте то, что уже выделено. Дальше будем рассматривать. Есть предложения использовать помещения по Биржевой линии, и мы этот вопрос рассматриваем, потому что вы вышли с предложением организовать постоянно действующий джаз-клуб на Биржевой линии, 14/16. Мы как раз это рассматриваем дополнительно, дополнительные помещения, но вот по Саблинской и по Кронверкскому проспекту я сказал, что это не представляется реальным.
А.И.: Владимир Николаевич, вопрос, который первый раз был поднят в Блогах Университета и широко уже обсуждается не только там, но и на пространствах вообще рунета, в частности, в Контакте, попробую кратко изложить содержание:
В последнее время такие слова, как «вкусно», а главное «недорого» ушли из обихода студентов, относительно нашей столовой в главном корпусе.В последнее время в главном корпусе нашего университета резко возросли цены, а вот качество стало неприятно удивлять: вода в салате, чересчур разведенное пюре, безвкусные пирожки, ну а самым удачливым попадается бонус, так сказать десерт, в виде какого-нибудь насекомого. И что в итоге - цена не соответствует качеству. Продавцы орут, как будто попал в Советский Союз.
Студенческий Совет предлагает снизить цены на еду, просить улучшения качества еды и введение комплексных обедов.
Екатерина Калькина, член Студенческого Совета.
В продолжение, как говорится, этого разговора я Вам предоставляю доказательства. Это все, что мы нашли в пространствах как раз по поводу нашей столовой, в том числе и фотоматериал, предоставленный Александром Орловым.
В.Н.: Ну это примерно, как я понимаю, как червяк, которого нашли на президентском обеде. Да? То, что было опубликовано в интернете. Ну... у меня здесь комментариев, естественно, наверное, не может быть никаких, ни оправдательных ни положительных. Если я все правильно понимаю. Если я правильно понимаю, столовые и качество, и цена устраивают в других корпусах, которые у нас есть — это Биржевая, это Песочная набрежная, это Чайковского, это Гривцова. Если это так, и вопрос идет, речь только о Саблинской: то, что было сказано — в главном здании, то в этом здании тогда разберемся. А это я заберу и передам по инстанциям. Спасибо.
Спасибо. Я думаю, многие студенты будут следить за решением этого вопроса.
В.Н.: Ну я думаю, что, может быть, я и сам начну следить, потому что мне уже студенты предлагали. Всем, ну не всем, но достаточно многим хорошо известно, что мне просто не удается даже пообедать, потому что времени не хватает. Мне предлагали уже студенты, что Владимир Николаевич, начинайте обедать в главном здании и все тогда улучшится. Может быть, это тоже ключик, как один из механизмов. Не буду говорить, что каждый день, но хотя бы раз в неделю иногда приходить обедать и может быть, тогда всю эту радость тоже почувствую. Вернее, не только я почувствую, но почувствуют и работники столовой. Как один из возможных, подчеркиваю, механизмов.
А.И.: Да. Это бы сильно помогло студентам...
А.И.: Вопросы относительно спортивной жизни нашего Университета, традиционно находятся в топе обсуждаемых.
Андрей Горбенко, капитан команды по мини-футболу: Владимир Николаевич, когда же, откроют спортивный зал на Вяземском пер.
4 марта. 1-го будет открытие. Должно было состояться 21 февраля, но... открытие должно было состояться встречей баскетбольных команд преподавателей - ветеранов, будем называть, баскетбольного движения и студенческой команды, но к сожалению, не успели растоможить баскетбольные щиты, вот перенесли на на 4 марта. Перед моей командировкой в Москву, это 24 числа, заведующий кафедрой Юрий Николаевич Щедрин сказал, что все пришло и 4 числа точно будет. Если память мне не изменяет, по-моему, в 17.00. 4 марта. Это пятница.
А.И.: Уважаемый, Владимир Николаевич.
Тренажёрный зал в Студенческом городке на Вяземском переулке находится в плачевном состоянии, тренажеры и кресла расшатаны, зал морально устарел и в нем отсутствуют многие необходимые приспособления. Будет ли производиться реконструкция/обновление зала?Ведь не у всех иногородних студентов есть деньги, чтобы посещать платные фитнес центры, да и время, затраченное на поездку до таких центров, может отбить всякое желание в них заниматься. Спасибо за ответы.
В.Н.Я, честно говоря, думаю, что речь идет, наверно, об одном студенческом тренажерном зале. У нас два тренажерных зала на Вяземском. И один из них, вроде бы, наверное. Я как-то думал, что речь идет о том, который прикреплен не к общежитию, а наоборот к кафедре физического воспитания. Там, действительно, или речь идет вообще о двух залах. Я здесь не совсем четко, так сказать, понимаю... Мы в этом году , как я уже сказал, в прошлом году вложили большие средства на ремонтр зала и в тов числе на закупку нового оборудования. Я не говорю о тренажерах, а именно то, что касается зала. В этом году мы закупим ряд новых тренажеров. Подчеркиваю, если речь идет о том зале, который я представляю. Если речь идет об одном и втором, я не думаю, что мы финансово сможем справиться в этом году. С одним залом мы справимся.
А.И.: Здравствуйте, Владимир Николаевич! В целях получения опыта, нам в нашем вузе предложили пройти стажировку в любом университете. У нас есть возможность, пройти краткосрочную стажировку (в течение недели). Есть ли такая возможность в вашем вузе — нам пройти стажировку? Посмотреть, как проходит у вас образовательный процесс? Когда это возможно сделать? И возможно ли это вообще? Клюка Елена Владимировна
В.Н.: Стажировки проходят в нашем университете, притом не только студентов Российских высших учебных заведений, но и наши зарубежные коллеги и другие университеты присылают к нам студентов. Для этого иметь надо несколько обязательных условий: превое, это договор между нашим университетом и тем университетом, где обучаются студенты; второе, это конкретные кафедры направлений подготовки: преподаватели должны составить совместную программу преподавания; третий вопрос: определить вопросы финансового, так сказать, характера, времени, насколько и что будет в итоге выполняться. И тогда это все, действительно, реально, возможно, и наоборот, приветствуем именно как раз вот такую взаимную диффузию — проникновение наших студентов в другие высшие учебные заведения на какой-то краткосрочный период, и точно также мы с удовольствием ждем студентов других вузов в нашем университете.
А.И.: В продолжение вопроса о стажировках. Наши студенты видят в новостях портала и задают вопросы в блогах: а как они могут пройти повышение квалификации со стажировками в ведущих зарубежных вузах? И в нашем в том числе? Что для этого необходимо студенту?
В.Н.: Стажировки, если я все правильно понимаю... Потому что под стажировкой все таки подразумевается, что студент направляется для выполнения какой-то части своей работы или, связанной со своей работой. Чаще всего это касается научной деятельности. Есть понятие включенного образования, поэтому я, может быть, буду говорить как раз-таки о стажировках. То, что Вы конкретно вопрос задали. Опять, здесь никаких вопросов нет. Если кафедра или группа какая-то научная, ведет работы, которые востребованы здесь, я имею в виду в России, и им нужно взаимодействовать с университетами других стран, то тогда заключается договор и проводится краткосрочные стажировки — они могут оказаться недельные, либо могут оказаться двухнедельные, месячные. Ну стажировка больше месяца я не помню как называется. Подчеркиваю, именно стажировка. Речь не идет о включенном обучении. И этим широко, в общем-то, все пользуются. Я совсем недавно подписал стажировки наших студентов на первое полугодие 2011 года на общую сумму 5 с небольшим миллионов рублей, то есть если это по смете посмотреть, то это больше 150 тысяч долларов, а дальше вы все уже сами сможете подсчитать. Ну страны разные... потому что есть ближние страны, имеется в виду, Финляндия, есть чуть-чуть подальше — Франция, Испания, а есть — там, где экзотика, Малайзия, по моему, была подписана, Сингапур и чуть ли не Мексика, сейчас врать не буду, но где-то там, в районе Центральной или Южной Америки. Поэтому... эти возможности есть, университет проплачивает. Это не говорится о том, чтобы каждого студента обеспечивали стажировкой, но если занимается научной работой, и научная работа востребована. Востребована, я имею в виду, необязательно за неё там должны платить — востребована с точки зрения научного сообщества, должны быть результаты, как говорится, статей, как минимум, выступлений на престижных конференциях, международных конференциях. То тогда мы это поддерживаем и финансируем.
А.И.: Аспирантка Гавриш Екатерина: Уважаемый Владимир Николаевич, я принимала участие в европейской конференции по жидким кристаллам, проходившей в Словении с 6 по 11 февраля за свой счет. Могу ли я рассчитывать на компенсацию от университета за проживание свое и за организационный взнос участия?
В.Н.: Компенсации не может быть. Сразу же хочу сказать, никакой компенсации быть не может, потому что мы работаем по плану и в данном случае всегда пишется заявка. Она обосновывается, эта заявка. Это касается не только студентов, это касается и преподавателей. Должен быть приказ. Должны быть найдены источники финансирования. Подчеркиваю, самое главное — обоснование: почему принимается участие, что это дает и университету, потому что это за счет университета. Это все рассматривается и после этого дается добро или не дается. Когда человек съездил и просит компенсацию, подчеркиваю, не обязательно, студент. Есть. И такие проблемы иногда возникают и с нашими преподавателями: съездили, а потом привозят билеты и привозят какие-то счета на гостиницу Безусловно, мы это не компенсируем, потому что правила игры должны быть для всех общие.
А.И.: Зубов Игорь Алексеевич: Здравствуйте! Задело за живое выступление Фурсенко про 700 инновационных предприятий. Скажите пожалуйста, есть ли таковые в нашем вузе и работают ли там студенты? И как они могут туда попасть, если они не в курсе пока о данной системе? Создавать свои предприятия?
В.Н.: 700 предприятий. Это, действительно, так. Они работают по Российской Федерации. Большая часть создана на базе высших учебных заведений, то есть, жэто больше 600 предприятий. В Северо-Западном Федеральном округе работает около 80 предприятий. Хочу сказать, что в нашем университете 18 предприятий уже создано. Поэтому если кто интересуется не только выступлениями нашего уважаемого министра, а интересуется и читает информацию, которая есть на нашем портале, на сайте нашего университета или в газете нашего университета. Все хорошо известно. Кто занимается, как организуется, где проводится обучение, какие там условия и т.д. Поэтому здесь просто проявите чуть-чуть активности, не поленитесь. Зайдите в управление проектной деятельности. Проводятся конкурсы опять, те же самые. Если есть идеи, есть желани, ради Бога. Подчеркиваю, все предложения по созданию мы приветствуем. И студентов достаточно много работает. Я сейчас число боюсь точно сказать. Я думаю, что несколько десятков студентов как раз являются учредителями и участниками создаваемых и уже созданных малых инновационных предприятий. Проблем никаких нет.
А.И.: Владимир Николаевич, 1 апреля Вы празднуете юбилей, Вам исполняется 60 лет…
О грустном не надо...
Вы являетесь ректором нашего университета, заведующим кафедры, представляете наш вуз и наш город как председатель Совета ректоров города, зам. председателя Совета ректоров России, член Российской Академии образования. Как у Вас получается совмещать так много? У Вас есть время на личную жизнь?
В.Н.: Хочется шуткой ответить, но постараюсь все-таки более серьезно ответить. К сожалению, в последнее время это не удается и чем дальше идешь, имеется в виду, продвигаюсь по жизни, тем становится все труднее и труднее, я имею в виду, заниматься личной жизнью. Это, прежде, наверное, всего, связано с неорганизованностью. Неорганизованность, видимо, возрастает. Всем известно хорошо, что пол девятого, если я нахожусь здесь, в Санкт-Петербурге, я появляюсь на работе. Если я в командировке, командировки, к сожалению, съедают полтора дня в неделю, это точно. Полтора дня, подчеркиваю, иногда даже больше — два дня. И раньше там, пол десятого я вечером никогда не ухожу. Суббота, то же самое, является рабочим днем. Воскресенье, чего греха таить, тоже достаточно много работы, потому что бумагами иногда заниматься некогда, поэтому берешь... и работаешь в воскресенье во второй половине дня. Но я еще раз подчеркиваю, это от того, что происходит, это говорится о том, что не умею организовывать нормально свой рабочий день. Надо более четко подходить именно к организации, тогда будет время оставаться. Но я надеюсь, что мне все-таки еще пожить удастся, то есть удастся пожить после того, как я покину пост ректора, поэтому еще для личной жизни у меня время останется. Это, действительно, так. Но я нисколько не жалею, это был очень хороший период жизни: студентом, аспирантом, молодым сотрудником, молодым доцентом и вот тогда времени для личной жизни было гораздо больше. И тогда оно было гораздо интересней. Спасибо.
А.И.: Спасибо Вам, Владимир Николаевич, за ответы на наши вопросы.